Трудоустройство иностранцев без прикрас: процедура и преграды

20.10.2021 Когда Нобелевские лауреаты Пол Ромер и Уильям Нордхаус в своем выступлении рассуждали о приоритетных ресурсах будущего, экономисты отметили, что определяющим для новых поколений капиталом является даже не нефть, газ и уголь, а «запас» ученых.
Речь идет о научных как представителей самых ценных интеллектуальных профессий, однако бесспорным является и тот факт, что в мире разворачивается борьба других квалифицированных работников. Это глобальная конкуренция между государствами. Ведущие страны мира создают социальный рай и условия для наиболее способных мигрантов. Они становятся не обузой, а локомотивом экономики.

Все начинается с конкуренции за студентов. Бедные, неразвитые страны финансируют образование своих людей, которые потом трудоустраиваются на работу в богатых государствах. Около 82% врачей из Ямайки работают за рубежом. 70% жителей Гайаны, которые имеют университетское образование, работают за пределами страны. После того как Европа открыла свои границы, отток лучших студентов стал проблемой для нашего государства.

Затем страны создают условия для работающих профессионалов. Германия борется за врачей, которые выезжают в Швейцарию, расширяя возможности для поляков и выходцев из менее состоятельных государств. Это заставляет Польшу, Италию, Грецию и государства Прибалтики делать более либеральной политике для трудоспособных иностранцев.

Впоследствии государства начинают борьбу за иностранцев-инвесторов. Мальта обменивает право на проживание на инвестиции в размере 250 000 евро. Австрия «продает» свое гражданство (за инвестиции в экономику в размере 23700000 евро. Испания предлагает вид на жительство в обмен на инвестирование в коммерческую недвижимость на сумму более 500 000 евро.

Что предлагает Украина?

Рассмотрим "белое" трудоустройство иностранцев на вакантные должности в Украине. Не будем касаться «схемових» случаев получения вида на жительство в Украине, когда иностранцы становятся учредителями украинских компаний и трудоустраиваются в них как директора. Кстати, этот путь имеет преимущества по сравнению с «белым» трудоустройством (меньшая стоимость, не нужно выплачивать заработную плату и т.д.).

процедура трудоустройства
Этот процесс можно разделить на 2 этапа:

получения разрешения на трудоустройство;
получение вида на жительство.
Для оформления разрешения работодатель должен обратиться с ходатайством в местный Центр занятости.
В течение 10 дней после получения разрешения уплачивается государственная пошлина. Размер зависит от срока действия разрешения от 8408 грн за 1 год до 12 612 грн за 3 года.

При наличии разрешения иностранец должен обратиться в Консульство Украины за рубежом для оформления визы типа D. Исключение - для граждан «безвизовых» стран (Россия, Беларусь, Грузия и т.д.). Если они находились в Украине в период оформления разрешения на трудоустройство, то должны осуществить процедуру пересечения границы (выехать и заехать в Украину).

Документы подаются в миграционную службу с целью получения вида на жительство. Это необходимо сделать за 15 рабочих дней до окончания срока пребывания в Украине (окончание действия визы D).
В течение 30 дней после получения вида иностранец регистрируется по месту жительства в Украине.
Для завершения процедуры в течение 90 дней с момента получения разрешения на трудоустройство необходимо предоставить в Центр занятости контракт с работником.

Особенности для отдельных работников

Есть два общих правила. Первое: минимальная оплата труда иностранца - не менее 10 минимальных заработных плат (с 01.01.2020 это 47230 грн). Второе: срок действия разрешения на применение труда - 1 год. После окончания действия разрешения его можно продлить на 1 год. Количество продлений - неограниченно.

Для отдельных работников (далее - привилегированные работники) установлены преимущества по размеру минимальных заработных плат и срока действия разрешения. Так, заработная плата работников общественных объединений, благотворительных организаций и учебных заведений (от дошкольных до высших учебных заведений) должен составлять не менее 5 минимальных зарплат. Иностранные ИТ-профессионалы, работники творческих профессий и выпускники топ-100 университетов мира имеют право на оплату труда наравне с гражданами Украины (не менее 1 минимальной зарплаты). Кроме того, всем вышеупомянутым работникам разрешение может быть выдано сразу на 3 года.

Трудности, с которыми могут столкнуться иностранцы

Несмотря на простоту процесса, на каждом этапе возможны определенные проблемы: от особенности легализации документов для граждан ряда государств к базам миграционной службы, «зависают».

Приведем лишь самые критические явления, которые затрудняют процесс трудоустройства в Украине.

Требования Центра занятости о подтверждении принадлежности к категории привилегированных работников. В своей практике мы встречали случаи, когда Центр занятости при выдаче разрешения ИТ-специалисту требовал, чтобы основным КВЭД компании было «Компьютерное программирование».
Трудности в получении визы типа D иностранцам из государств миграционного риска. Шансы на получение визы D растут прямо пропорционально сведения компании-работодателя.

Проверки по месту жительства при рассмотрении документов на получение вида на жительство миграционной службой (ГТС Украины). Подчеркнем - закон не содержит обязанности иностранца находиться в этот период на территории Украины. Но работники полиции и / или ГТС Украины иногда приходят с проверкой на адрес, который обязательно указывается в документах о получении вида. Отрицательный результат проверки становится основанием для отказа в выдаче вида.
Взыскание за нарушение законодательства по трудоустройству иностранцев
Ответственность наступает как для работодателя, так и для работника. Руководитель предприятия несет административную ответственность (штраф от 170 до 340 грн). На юридическое лицо накладывают финансовые санкции в размере 47 200 грн (нарушение условий разрешения на работу) или 94 400 грн (использование труда иностранца без разрешения). Иностранцы, которые работают без соответствующего разрешения, платят штраф от 170 до 510 грн. При определенных условиях к ним применяются другие меры (отмена вида, депортация и т.д.).

как вывод


Итак, сейчас в конкурентной борьбе за качественные трудовые ресурсы Украины осталась в 2011 году (год принятия соответствующего законодательства).

Отсутствие эффективных преференций для квалифицированных работников, бюрократия, безнаказанное нелегальный труд иностранцев не дают поводов для позитивного развития.

Кстати, получение вида на жительство через фиктивный брак (это не даже административным правонарушением в Украине) и дальнейшее нелегальное трудоустройство менее затратным путем остаться в нашем государстве. Это повсеместно используется.

Мы смотрим на современный мир глазами прошлого десятилетия. А имеем меняться - или мир изменит нас. Не уверен, что к лучшему.

(337 рейтинг, средний 4,2 из 5)
Трудоустройство иностранцев без прикрас: процедура и преграды
  • Блог
  • 337
  • Дата публикации 12.02 20

Смотрите похожие записи