Разойтись друзьями (по крайней мере не врагами): как известить работника об увольнении

20.10.2021 По статистике, руководители обычно откладывают увольнение сотрудника «на завтра». Социологи связывают это с тем, что большинство из нас избегает ситуаций, в которых мы «обижаем» других людей.
А увольнение - это почти всегда неприятное известие. Также причиной прокрастинации является нежелание признавать свою «ошибку» при приеме на работу, адаптации или контроле качества работы сотрудника, освобождается. И чем дольше откладывается освобождение, тем сложнее это сделать. Вследствие раздражения растет, поскольку каждый раз при встрече с человеком возникают неловкие паузы, мы избегаем общения, чувствуем дискомфорт и даже гнев с привкусом чувство вины. И так будет до тех пор, пока не решим поговорить по-взрослому или создать, сознательно или бессознательно, такие условия, что сотрудник уйдет сам. С одной стороны, это легкое решение, а с другой - лишь иллюзия решения проблемы.
Ведь, во-первых, так и не прокачалася навык принятия неприятных решений и общения в сложных ситуациях. Во-вторых, сотрудник выгорел и ушел в глубоком стрессе, с обидой и разочарованием в сердце, а это репутационный риск, и просто по-человечески большой минус в карму.

Что же делать в таких случаях? Мне помогло осознание нескольких очень простых вещей:

Сложные решения нельзя принимать на эмоциях.
Затягивание решения об увольнении негативно влияет на финансовые показатели и климат в коллективе.
Не все специалисты примерно одного уровня квалификации подходят для решения задач в различных компаниях, даже одной отрасли.
Своевременное освобождение - благо и для сотрудника, и для компании.
Даже неприятные ситуации на работе могут быть безболезненными и положительными.

Как превратить неприятный разговор в оптимистичную беседу?

Часто на финальной разговоре работодатели перечисляют, что человек делал плохо, и долго рассказывают о ее ошибки. В таком поведении кроется попытка оправдаться и доказать себе, что сотрудник действительно плохо работает и не соответствует занимаемой должности, или хуже - подчеркнуть свой статус и побаловать Чувство Собственной Важности.

Это серьезный прокол. Когда мы эмоционально озвучиваем чужие факапы или указываем на непрофессиональное поведение, неизбежно возникает естественная реакция - защита. Тот, кто освобождается, может не показать свою обиду, но за пределами офиса будет всем друзьям рассказывать о минусах и проблемах компании. Наша задача - провести беседу так, чтобы сотрудник ушел если не другом, то хотя бы не врагом.

Процедура увольнения должна стать дополнительным поводом для обратной связи и проводиться по формуле «плюс-минус-плюс». Ваше недовольство и раздражение конструктивно представить в виде «плана развития». Лучше начать разговор с перечисления достоинств - ведь за что-то взяли человека на работу.

О несоответствии ожиданий: у любого сотрудника есть право понимать, почему с ним хотят попрощаться. В конце стоит рассказать, как вы видите его работу над ошибками, дать рекомендации по дальнейшему профессиональному и личностному развитию и подчеркнуть сильные стороны, которые пригодятся на будущем месте работы.

Не забывайте: если сотрудник, который освобождается, уверен, что его лишили рабочего места несправедливо, то его дальнейшее поведение может провоцировать серьезные проблемы репутационного характера или информационной безопасности. А порой и судебные иски.

Важные акценты финального разговора

Итак, на финальной беседе рекомендую проверенные на собственном опыте простые правила:
Никогда не сообщайте новость с позиции «сверху»: мы никого не наказываем, не воспитывают и не ставим на место! Нам просто не по пути. Возможно в другом месте этот сотрудник будет «звездой», но не у нас.
Причины увольнения, даже если это ошибка всемирного масштаба, сообщаем без оценок и без эмоций. Наша цель - сообщить о несоответствии ожиданий, а не оценивать работу, это нужно было делать раньше.
Даем сотруднику возможность высказаться, не согласны и не отрицаем его слова, просто слушаем. Говорим твердо - решение уже принято. Заканчиваем беседу на позитивной ноте. Предоставляем эмоциональную поддержку и снимаем негатив.
Задаем вопросы, позволяющие узнать о слабых местах в компании, чтобы иметь возможность это исправить.
Прощаемся с человеком «друзьями».

(409 рейтинг, средний 4,2 из 5)
Разойтись друзьями (по крайней мере не врагами): как известить работника об увольнении
  • Блог
  • 409
  • Дата публикации 03.01 20

Смотрите похожие записи