YOLO: новый тренд после локдаунов или знакомый дауншифтинг

20.10.2021 Пандемия COVID-19 изменил мир не только в финансовом, но и в мировоззренческом смысле. Многие люди начали задавать себе вопрос, все их устраивает в жизни в целом. Переоценка ценностей произошла и в сфере трудоустройства. Эксперт Кевин Руз в своей авторской колонке для The New York Times описывает тренд YOLO. Это акроним от «you only live once» («живешь один раз»).

От трейдеров к офисным работникам

В частности, философией YOLO руководствуются биржевые трейдеры, которые привыкли делать рискованные ставки. Среди трейдеров YOLO стало своеобразным мемом. Но прежде эта концепция не была настолько распространенной.
Сейчас ее взяли на вооружение многие офисные работники. С одной стороны, рынок трудоустройства переживает не лучшие времена. Компании понесли убытки из-за пандемии, множество людей потеряли работу, а значительная часть отчаянно держатся за свои рабочие места.
С другой стороны, переоценка ценностей толкает перспективных милениалов, которые имеют финансовую подушку, на поиски себя, а не стабильной работы. Руз отмечает, что среди людей, которые решаются на кардинальные изменения, все больше тех, у кого была высокооплачиваемая должность в офисе. То есть речь идет не об инфантильных людях, бегающих от одного рабочего места к другому. А вполне реализованных специалистов, которым, казалось бы, есть что терять. Но перспектива карьерного роста и стабильного дохода выходит на второй план по сравнению с новыми мотивами.

Выход из «томления»

В той же статье Кевина Руза есть ссылки на источники, согласно которым доминирующей эмоцией 2021 стало томление. Например, одно из недавних опросов Microsoft подтвердило тенденцию: более 40% работников в мире рассматривают перспективу освобождения в этом году.
Не зря HR-специалисты массово занимаются разработкой стратегий для удержания ценных специалистов. Компании с мировым именем, трудоустройство в которых ранее считалась очень престижным, изобретают новые способы проявить лояльность к своим сотрудникам. Популярным трендом, который подхватили многие компании, стало предоставление сотрудникам возможностей для качественного повышения квалификации.
В условиях кризиса, еще не завершилась, можно было бы воспринимать такие мероприятия как расточительство. Но это мудрая реализация стратегического видения. Поиск нового специалиста и его адаптация требуют гораздо больше затрат,

Новая мотивация, которая поддерживает тренд YOLO и массовые увольнения, - это выход из застойного и эмоционально истощенного состояния. Вполне логично, что работодателям следует строить свои стратегии удержания специалистов вокруг идей: новые эмоции, возможности для развития и опыт. Если люди получат это в компаниях, им необязательно прибегать к радикальным мерам и увольняться.

рискованные проекты
Кроме увольнений, некоторые бывшие сотрудники солидных компаний не ограничиваются просто поиском себя. Они начинают инвестировать часть своих сбережений в рискованные проекты. Речь идет о поиске драйва, острых ощущений и экстремального выхода из уже упомянутого режима томления. Невозможно спрогнозировать, насколько оправданной является такое поведение.
Но в целом есть много предпосылок, чтобы утверждать: в большинстве случаев такая стратегия поведения связана со стрессовой реакцией на воздействие внешнего фактора - пандемии. Многие проекты связаны не с объективными экономическими факторами и целесообразностью, а желанием снять напряжение, накопившееся и на личном уровне отреагировать на неопределенность в мире.

Если систематизировать описание процессов, которые сопровождают массовые увольнения в США, можно выделить следующие тенденции:

Люди, которые успели накопить за время работы сбережения, склонны к риску. Для этого у них есть возможности, и говорится о том, чтобы потратить имеющиеся сбережения, а не залезть в долги.

Нехватка рабочей силы во многих отраслях становится определенной гарантией того, что в случае фиаско с новыми начинаниями человек всегда может найти себе работу. Возможно, даже не столь квалифицированную, как раньше. Однако возможность прожить будет, соответственно - можно попробовать новое.
Сколько продлятся эти процессы и смогут компании эффективно проработать стратегии избежание массового увольнения ценных сотрудников, неизвестно. Можно предположить, что все успокоится, когда сторонники YOLO потратят деньги, выделенные на эксперименты с новым форматом жизни.

YOLO vs дауншифтинг

Можно провести параллель с давно известным явлением дауншифтинга, которое проявляется в жизни для себя, отказе от навязанных ценностей карьеризма и погоне за материальным благополучием:

смещение акцента с внешнего вектора успеха на внутреннее состояние счастья;
поиск новых экзистенциальных смыслов, выходящих за рамки карьеризма и общества потребления;
отсутствие излишнего внимания к вопросам самореализации в обществе, вместо этого - акцент на внутренние мотивы (желание проводить больше времени с семьей, творчество, новые бизнес-идеи, связаны не с популярными трендами, а со стремлением человека реализовать собственную креативность).

Если анализировать развитие дауншифтинга, сегодня его популярность несколько снизилась. Многие люди, которые попробовали себя в поисках приключений и новых смыслов, устали от неопределенности и с радостью вернулись к привычной офисной жизни.

по рекрутингу
Что дает нам понимание процессов и трендов, которые описал в своем материале для The New York Times Кевин Руз? Прежде всего это повод задуматься и попытаться смоделировать явления могут в недалеком будущем проявиться и в украинских реалиях. Также понимания мировоззренческих трансформаций настоящее дает возможность работать на опережение. Возможно, в наших условиях такие явления будут проходить менее заметно, но тенденция массового поиска людьми новых призваний очевидна.
Как и некоторое обесценивание длительной работы на одном месте. Перед владельцами современных компаний и рекрутерами стоит непростая задача: выстраивать взаимодействие с сотрудниками так, чтобы это не вредило бизнеса, а работники ценили работу. Речь может идти о более гибкое рабочее время, дополнительное материальное вознаграждение, новые возможности для повышения квалификации.

(151 рейтинг, средний 4,2 из 5)
YOLO: новый тренд после локдаунов или знакомый дауншифтинг
  • HR
  • 151
  • Дата публикации 05.07 21

Смотрите похожие записи