Концепция Servant-Leadership: перспективная идея или утопия?

02.08.2021 Идея Servant-Leadership основывается на альтруистической философии. Ее основной посыл заключается в том, что в основе руководства должно быть служение - именно оно отражает месседж о предоставлении большего объема услуг клиентам или организациям.
Кстати, лидер, который служит, не обязательно работает на руководящей должности в компании. Это может быть просто специалист, который является неформальным лидером организации. Такой человек поощряет сотрудничество, способствует тому, чтобы в коллективе царили общечеловеческие ценности. Важной особенностью его мировоззрения можно назвать позицию по отношению к власти: ее можно использовать только в этическом контексте, а расширение полномочий - для служения.

Впервые этот термин был упомянут Робертом Гринлифом в коротком эссе. Сам автор занимал должность топ-менеджера компании «Эй Ти энд Ти», описал, как он видит реализацию своей идеи в конкретных чертах характера и стиле управления такого лидера. Это чувство в нем должно быть естественным. А руководство является личным осознанным выбором.

В своем эссе Роберт Гринлиф утверждал, что руководитель, для которого важнее управлять, чем служить, может иметь совершенно другую мотивацию. Например, это стремление к власти и материальных ценностей. Хотя и в этом случае характер человека не является препятствием для изменений. Просто в некоторых ситуациях к идее служения он может прийти уже после того, как лидерство достигнуто.

Автор концепции делал акцент на том, что влияние этого лидера можно проследить через развитие его подчиненных. Люди, которыми руководит такой лидер, растут, приобретают внутренней свободы, автономности, мудрости. А еще очень важной чертой лидера является отношение к наименее привилегированных представителей социальной группы, которой он руководит. Например, если речь идет о предприятии, это могут быть сотрудники, которые не выполняют стратегически важных интеллектуальных задач и заняты менее квалифицированным трудом.

По мнению Гринлифа, такого лидера отличают:

Внимательность. Это касается не только потребностей других людей, но и умение понимать собственный внутренний голос, поддерживать гармонию тела, духа и разума. Роберт Гринлиф считал, что такому руководителю могут помочь навыки самоанализа. Этот путь является естественным для последовательного внутреннего роста.

Эмпатия. Умение ставить себя на место другого человека, понимать ее способствует успешной коммуникации. Гринлифа подчеркивал, что все люди нуждаются в том, чтобы их понимали, уважали уникальность. Такое отношение, по его мнению, способствует внутреннему исцелению других людей. Потенциал лидера, который помогает другим людям быть более целостными, должен становиться его отличительной чертой.

Осведомленность. Это касается не только профессиональной компетенции и общей эрудиции, но и навыков самопознания.
Убеждения. Важно, чтобы руководитель полагался на свои конструктивные убеждения, а не слепое использование собственной власти с целью самоутверждения. Если анализировать этот пункт с точки зрения современной психологии, то он близок к понятию внутренней мотивации человека. В этом контексте внутренней мотивацией является служение общему благу.
Концептуализация. Для лидера очень важно иметь концептуальный, глубокий и целостный взгляд на проблемы, к решению которых он должен быть причастен. Его образ мышления имеет выходить за пределы привычной реальности. Здесь речь идет не о мечтательность или мистический мировоззрение. Имеется в виду способность к глубинному анализу, на основе которого могут быть сформированы креативные решения.

Дальновидность. Без способности уроки прошлого и интегрировать полученные выводы в стратегию своих будущих действий руководителю не обойтись. Именно такой подход позволяет вырасти над ошибками и в новых решениях действовать более зрело, чем раньше. Или же взять лучшее из прошлого, а на основе ошибок сделать выводы, к которым стратегий следует избегать.
Руководство. Без причастности к руководящей области человек часто просто лишена полномочий, чтобы проявить перечисленные качества. Однако, как выше уже упоминалось, речь может идти и о неформального лидера коллектива. Если нет его конфронтации с официальным руководителем, такой человек усиливает компанию своим положительным влиянием.
Оправдание доверия других. Конечно, лишний зависимость от мнения окружающих может мешать руководству, но в здоровой степени лидеру важно стремиться, чтобы оправдать доверие тех, кто на него возлагается.
Приверженность к людям. Настоящему лидеру, личностные качества которого соответствуют концепции, важно просто любить людей. Тогда он будет заинтересован действовать в их интересах.

Сообщество. Сплоченность коллектива - это очень важно. И хорошо, когда руководитель понимает свою роль в ее культивировании.

Концепция Servant-Leadership: преимущества и недостатки

Это не просто подход к организации труда. Это жизненная философия, которая передает трансформационный подход не только к сфере работы, но и к человеческим отношениям, внутренней сути руководства. Среди плюсов подхода:

Отношения в командах становятся более демократичными.
Актуальность с учетом того, какую роль в общении людей эмпатия и другие качества, связанные с развитым эмоциональным интеллектом.

Созвучность с современной психологией, которая подчеркивает самоценность каждого человека, потребность в уважении психологических границ.

Этот тип руководителя способен понимать подчиненных, уважать их потребности, способствовать развитию. Но такое поведение оправдано в тех коллективах, где работают люди с развитой внутренней культурой, пониманием своей роли в развитии компании. В противном случае его следует реализовать в полном объеме, а частично, иначе это может создавать угрозу потери авторитета у подчиненных и привести к ухудшению результатов работы.

(133 рейтинг, средний 4,2 из 5)
Концепция Servant-Leadership: перспективная идея или утопия?
  • Концепция Servant-Leadership: перспективная идея или утопия?
  • HR
  • 133
  • Дата публикации 05.07 21

Смотрите похожие записи