Савочкина Арина: Как начать программировать с ребенком (на своем опыте)

02.08.2021 Когда я заканчивала политехнический институт, поняла, что пришло время выбирать серьезную работу. Ранее лабораторную по программированию не раз копировала у друзей или присоединялась к бригаде тех, кто напишет код без моей помощи. И на четвертом курсе почувствовала, что программирование мне на самом деле нравится. Более того, это мой хлеб, поэтому стоит начать самостоятельно добиваться успеха.

С тех пор прошло уже 7 лет, я посвятила саморазвития в области программирования. Сейчас сотрудничаю с EPAM как Senior Java Developer. Я из тех, кому бывает лень сделать что-то для себя, но если пообещал вторую, то хоть из кожи вылезет, но выполни. Поэтому, чтобы углубить свои знания, я решила учить других. В течение года была ментором и тренировала студентов курсов по программированию. Затем несколько лет преподавала, проводила вебинары и выступала на событиях для новичков-разработчиков. Успехи моих студентов и их благосклонное отношение вдохновляли изучать что-то новое и делиться знаниями. Лучшими уроками были те, подпадающих под определение «хорошего объяснения» Эйнштейна: «Если вы не можете объяснить это шестилетнему ребенку, вы сами этого не понимаете».

Следующей ступенью после преподавания Java взрослым стало преподавание программирования более привередливой аудитории - детям. Этим я успешно занималась последние 4 года в основном в EPAM, на проект eKids. Я работала с группами учащихся от 7 до 16 лет, преподавала различные языки программирования в команде с другими тренерами или самостоятельно. Программу писали в процессе, ориентируясь на уровень детей и их предпочтения, поэтому попытались разное.

В статье расскажу об идеях, которые были наиболее успешными, и поделюсь, как овладеть программирования и извлечь уроки из него интересными и полезными.

В каком возрасте начинать программировать

В одной американской статье говорится о том, что язык программирования - это все равно, что язык общения. Ведь есть передача мысли, происходит по правилам, ее можно понять и выполнить соответствующие действия. Получается, изучать программирование можно с самого детства. На самом деле программирование - это немного больше, чем изложения желание в определенной форме. Оно охватывает логику, а также умение абстрактно мыслить. Стандартным требованием к программистам не просто написать код, а сделать это в понятной и оптимальной форме, несмотря на ограничения.

Прекрасно, когда пятилетний ребенок создает мультик на Scratch. Но не лучше ли было бы ей поиграть с друзьями в летающую тарелку взамен? У ребенка есть период, когда ему необходимо исследовать различные процессы и безобразничать, повторяя то, что ее заинтересовало. Это дает ей понимание, как что работает, и уверенность в себе. Обычные примеры - это игры в «дочки-матери», больницу, водитель и тому подобное. Такие игры развивают абстрактное мышление, понадобится в будущем.

Логика начинает активно развиваться с семи лет. До того не стоит нагружать ребенка работой с экраном, лучше поиграйте с ней в шахматы и другие логические игры. Общение с близкими взрослыми наиболее необходимо ребенку в дошкольном возрасте. Пока она хочет с вами разговаривать и играть - дайте ей это.

Следующая градация базируется на собственном опыте работы с разными возрастными группами детей.

<7 лет «Мои родители самые лучшие, поэтому с ними я готов заниматься чем угодно».
8-9 лет: «Программирование - это прикольно, ведь это игра!»
10-12 лет : 85-90% детей с удовольствием попробуют программирования и большинство того, что вы им предложите. С поддержкой взрослых они серьезно хотят узнавать все, что есть вокруг, чтобы чувствовать себя взрослыми и уважаемыми.
13-15 лет - время, когда подросток показывает, в чем он особенный. А потому имеет не просто пробовать, а уметь, это может стать его фишкой. 70% тех, кто пришел на занятия по программированию, знают, хотят ли они писать код. Некоторые даже переживают, не поздно собрались.

Совет 0: Ребенку тоже нужно «время на себя»

Учитывайте загруженность маленького человека. Бывает, дети ходят на спорт, музыку и рисование, кроме детского сада или школы. Чтобы ввести еще программирования в еженедельный распорядок, стоит выделить для него время, при этом не забывая о собственных игры малыша.

Предположим, вашему ребенку 7 лет. Он адаптировался к школьному коллективу, Друзей и хорошие отношения с учителями. Ребенок уравновешенная и спокойная, что дает ей возможность не отвлекаться на уроке и концентрировать внимание на 20 минут. Значит, она умеет слушать и способна построить цепочку логических рассуждений, которые могли бы быть текстом программы. Тогда да, вы можете ей предложить курсы по программированию. Но если она выберет спорт или даже актерские курсы, это будет тоже классно.

Убедитесь, что ребенку действительно нужно программировать

Говорю я так потому, что была членом жюри конкурса «Властелин Scratch» и видела работы детей 9-10 лет. По условию конкурса в составе команды могли быть до трех детей от 10 до 12 лет и один взрослый наставник. Младшим не запрещали регистрироваться. Как ни странно, в нескольких командах-победителях в помощниках или даже главных программистах были именно девятилетние дети! Эти участники были обычными детьми, которым хотелось принять участие в конкурсе. Но на вопрос о кода лучше отвечал учитель, чем они.

В детстве все хотят вырасти

Не раз слышала в магазинах, как родители говорят детям, что «игрушка стоит денег» и они либо не имеют их достаточно, или не считают, что целесообразно тратить их на третий водный пистолет или железную дорогу. Лично мне не нравится отношение к деньгам как к ресурсу, который 1) заканчивается 2) можно тратить, когда он есть. Деньги - это возможность, которой стоит разумно распоряжаться, а также приумножать. Еще есть правило: работа, приносит удовольствие, приносит доход в квадрате. Вы лучше делаете то, что вам нравится, пытаетесь придумать такое, чтобы результат был лучше, более экологичным, а значит, заслуживаете больше денег за усилия.

Примерно в 11 лет дети начинают серьезно задумываться, откуда берутся деньги и чем занимаются родители. Наблюдая за своими учениками, я вижу, что «настоящее» программирования лучше всего начинать с 10-11 лет. И один из главных мотиваторов детей - попробовать делать то, что делают взрослые.

Например, мы спросили у наших учеников 10-12 лет об их пожеланиях на следующие уроки. Один мальчик сказал, что хотел бы принять участие в большом проекты, как и его отец-программист. Все остальные сразу подхватили!

Совет 1: Один за всех, а все за одного

Каждый урок с учениками, где мы играли у взрослых работников, были активными и захватывающими. Дети легко верили, что от их кусочка работы зависит общее дело, и работали лучше ! Они выбирали роли в командной работе над программным продуктом или профессию, как у мамы или папы. А еще дети мотивировано пишут программный продукт, когда знают, что он улучшит работу родных.

Игра на заказ

Желание превратить детскую жизнь на ад взрослое легко выполнить. В течение нескольких уроков дети сформировали настоящую команду программистов. События разворачивались так.

Для понимания дальнейшего текста опишу основные понятия:

Тимлида (Team Lead) - учитель.
Сеньоры (Seniors) - дети, которые уже много раз были на курсах, работающих самостоятельно дома и хорошо разбираются в программировании.
Джуниор (Juniors) - дети, которые программируют не так давно, но звание программистов уже заслужили.

Совет 2: Желанная награда
Как в обычном жизни, команда маленьких разработчиков-тестировщиков собралась на утренний стендап за чашкой чая и печеньем. Тимлида казался очень взволнованным, у него было важное сообщение. В руках он держал лист бумаги. Как только все стишилися, тимлида рассказал, что с ним связался заказчик и предложил написать новую игру. Вознаграждение классная: конфеты и какао, а главное - мировое признание! Конечно, молодая команда взялась за это, ведь надо было раскрутиться и показать всем, чего они стоят!

Мы все обучены, хорошо выполненная работа предусматривает вознаграждение. Для детей (и не только) сладости - это то заветное, чего хочется и нужно ждать до после обеда. Обычно на уроках мы тоже угощает детей сладостями во время перерыва. Это помогает всем расслабиться и в неформальной среде обсудить урок или просто послушать истории из детской жизни. Готовясь к одному занятия, мы придумали, что, чтобы получить сладости, их надо заслужить. А тем, кто не будет отвечать на вопросы учителя, будет доступен только «базовый доход» - печенье «Мария» и чай. Чтобы что-то «интереснее», надо поработать.

Совет 3: Все происходит на самом деле
Глаза у всех сразу загорелись и «найсеньйорниши» члены команды стали спрашивать, какие же требования к программному продукту. Тимлида положил лист на стол. Первым, что бросилось в глаза - края бумаги. На них были необычные линии-рисунки. Стало понятно, что бумажка официальный! Сверху содержалось обращение к нашей компании, дальше какие-то пункты, а внизу - имя каждого участника и длинная черта рядом.

Важно, чтобы каждый чувствовал серьезность дела. Мало что-то программировать, надо достичь результата. Подпись, и еще на официальной бумаге, говорит о том, что человек ответственный и на нее можно рассчитывать. К тому же у самого ребенка, которая никогда не ставила своей подписи нигде, возникнет чувство уважения к действу, она сразу наберется ответственности не только на ближайший урок, но и на все последующие.

Совет 4: У каждого возраста свои особенности
Тимлида начал громко и четко перечислять требования к будущей игры:

Главный герой передвигается по полю, (не) натыкается на различные объекты.
Существуют баллы, свидетельствующие о силе героя и количество его жизней.
Должны быть равны игры. Со временем играть становится сложнее.
Игра должна быть особенной и непохожей на другие.
Заслушав эти пункты, уже заговорили молодые Джуниор. «Какие же это требования, если ничего четко не прописано? Только понятно, что должно быть игра-бродилка. Надо многое уточнять. Как же вы могли на такое подписаться? »

Неожиданно, но тимлида улыбнулся. «В том и дело, что здесь нет никакой конкретики. Идея и реализация в наших руках! Можем писать, что захотим, а нам за это платить! Ограничений нет. Так что, мозговой штурм? »

Детям 10-12 лет нравится изучать новые термины и понятия , ведь ими они будут кичиться перед сверстниками, показывая, что уже взрослые и смышленые. Так делают все, пусть лучше темой будет программирования, чем что-то другое.

Приведенный пример не следует понимать буквально, ведь эта симуляция программирования для того, чтобы дети сами поняли жизненные проблемы программиста и придумали, как их решать.

Совет 5: Создай такое, не знаю какое
В письме можно указывать любые требования. Мы не хотели писать детали, чтобы раскрыть проблему недостаточного описания и научить детей пользоваться «мозговым штурмом» на практике. При анализе требований можно отметить, что все критерии «особенности» - относительные, не страшно, если продукт будет похож на то, что уже существует (например, игра с определенной серии). Также хотелось посмотреть, что можно придумать в процессе разработки игры, и набраться интересных идей для других уроков. Родителям такое упражнение может быть полезна, чтобы лучше понять, что в голове у ребенка, ее интересует и чем она живет.

Сам мозговой штурм - непростая задача. Участники должны свободно чувствовать себя, чтобы не стесняться озвучивать даже самые сокровенные идеи на заданную тему. Поэтому прежде всего нужно, чтобы среда была доброжелательным, никто не боялся осуждения быть иным и активным.

Совет 6: Новое место для новых идей
Для этого достаточно встать из-за парты, где ребенок привык учиться, и сесть на ковер, где играют. В условиях офиса мы воспользовались переговорной комнатой с большим овальным столом, где можно сидеть на удобных стульях и смаковать напитки.

Совет 7: Дети откровенны, когда им комфортно
Надо быть готовым к тому, что дети разные . Каждому нужно время, чтобы расслабиться и продуцировать идеи, делиться любимым. Одни дети сразу начинают предлагать много разного, а другие сидят и наблюдают за процессом. Им нужно дать определенное время и спросить, которой они мысли. Если им комфортно, дети начнут делиться. Идеи стоит записывать, потом анализировать и формировать общее видение проекту. Мозговых штурмов может быть несколько: после каждого итоге о функциональности программы для уточнения деталей.

Совет 8: На каждом уроке - достижение
Когда основное решение, что будет разрабатываться, принято, время браться за работу. На этом этапе можно рассмотреть процесс формулирования задачи и критерии достижения цели. НЕ увлекайтесь глубоко в детали, оставьте ребенку место для творчества. Не стоит концентрироваться на теории более 20 минут. На каждом уроке нужно что-то достичь. В нашем случае минимум - это распланировать, кто, что и как делать, но желательно начать программировать. Переспрашивайте себя время от времени: а что бы я ответил маме на вопрос «Что вы сделали на уроке?».

Совет 9: Нужен лидер
В каждой группе детей найдется один или несколько лидеров, которым интересно быть главными и отвечать за общее дело. Даже если управлять явно никто не хочет, будет идейный лидер, который лучше всего придумывает или громче кричит. Стоит разделить весь проект на логические части и сплотить других детей вокруг лидера.

Важно, чтобы на начальном этапе ребенок делал только то, что ему интересно и способна выполнить почти самостоятельно. Тогда у нее будет success story, которой можно гордиться. К тому же программирования в таком случае окажется несложным. Впоследствии, когда ребенок будет достаточно уверена в себе, можно добавлять более сложные и менее интересные куски работы. Она будет нужное количество энергии, чтобы преодолеть неудачу или нудотину.

Имея в кармане историю успеха, можно браться за что-то сложнее и ожидать новую историю успеха. Подробнее о реализации такого проекту читайте здесь .

Совет 11: Сделайте момент точным для обучения

Для большинства детей (а иногда и взрослых) нужно повторять ту же информацию в разном виде и делать это в разное время при разных обстоятельствах в меткой форме.

Не все умеют быть « здесь и сейчас ». Люди часто витают в своих мыслях, решают проблемы, строят планы. Идеально будет, если объяснения нового материала резонировать с недавними событиями в жизни. Тогда информация будет не просто легче воспринимать, она автоматически станет интересной.

Алгоритм объяснения нового материала
Рассмотрим, как нужно объяснять новый материал ребенку на примере цикла:

Вспомните историю, которая касалась ребенка, а еще лучше ее повседневной жизни. Это может быть муравейник, увиденный на прогулке, и трудолюбивые муравьи, один за другим несут крошки в свой дворец; челночный бег командами на уроке физкультуры; поход за новым платьем в магазин ...
Продумать с ребенком одно действие.
Добавить вторую, третью итерацию этой же действия, обсудить необходимое количество итераций.
Если ребенку все понятно, задачу можно усложнить и спросить, как бы она его решила.
Если точно все понятно на словах, а может, и на рисунках, можно браться программировать.

Как из ничего сделать все, или как помочь взяться за программирование

Представим, что вы идете вместе с ребенком в магазин, а потом на детскую площадку, и общаетесь:

Д: Папа, может, сразу пойдем кататься?

Б: Но нам надо купить хлеба, чтобы сделать твой любимый бутерброд. (Отец пытается дать ребенку понять, что это ее касается и она активно участвует в событиях, а не выполняет приказ).

Д: Мой любимый? Значит, купим сыр с огромными дырками, который я отрезать толстыми кусками ?!

Б: Договорились, а маме купим соленых огурцов, мне острый кетчуп, сестренке детскую колбаску.

Д: Это всем надо будет сделать различные бутерброды ?! Ого!

Б: Было бы хорошо использовать циклы, которые мы изучали в программировании, чтобы сделать каждому бутерброд.

Д: А как же мы можем сделать различные бутерброды в одном цикле?

Б: Подумаем. Каждому нужен хлеб и масло. Мы можем написать цикл для четырех, чтобы уже были заготовки.

Д: Да, это я смогу, но сверху тоже нужно что-то положить!

Б: Помнишь, вы раньше изучали структуру if-then-else?

Д: Значит, я могу написать, что если я, то сыр, если мама, то сыр и огурцы, если сестра, то колбаска, а тебе все и кетчуп?

Б: Да, попробуем, когда вернемся?

Д: Конечно, я еще картинки красивые нарисую!

На следующем занятии, когда изучать методы, можно эту задачу написать с их использованием. Ребенок будет гордиться собой и пригласит всю семью, чтобы показать, какие бутерброды получаются на компьютере.

В начале надо помочь с идеей. У детей их куча, но часто они появляются и забываются. Нужно подчеркнуть особенность некоторых и развить их, смотреть на реализацию, советовать, как лучше. Вы не можете быть уверенными, что ребенок понял, как что-то работает, пока она сама не напишет похоже. Поэтому задача стоит модифицировать, но не делать сложнее, пока юный программист не выполнит его самостоятельно и с пониманием. Когда занятие интересное, идеи будут возникать сами и вам надо будет только поддерживать огонь желания, направлять, что еще можно улучшить, и гордиться результатом.

Проблема перфекционистов: Not Good Enough
Встречала родителей, которые думают, что надо замечать что-то вроде «Ну, это еще ничего, а вот когда напишешь сайт сам, а не на конструкторе, тогда я тебя похвалить». После самостоятельного написания сайта они говорят: «Сайт - это не успех, успех - это когда в твой интернет-магазин придут люди и заплатят деньги, иначе это зря потраченное время». Ребенок постоянно пытаться угодить, похвала отца или учителя по интересующей нее темы важна, но постоянно получать в ответ «сделано недостаточно» . Думаете, это будет стимулировать ее идти дальше к новым вершинам? Так, некоторое время, пока нервное напряжение и неуверенность в себе не сделают свою черную работу. Гораздо лучше отпраздновать с ребенком каждый существенный шаг вперед и за тортиком обсудить планы на будущее, посоветовать лучше.

Решение : разбивайте работу на ключевые этапы, отмечайте, когда этап пройден, и все суммируйте.

Проблема педантов: ребенок никак постигнет материал

Есть взрослые, которые, объясняя ребенку то, уделяют слишком много внимания деталям или истории . Примером может служить объяснение условного блока if. Толковому DevOps не сложно дойти до глубин построения компьютера и рассказать о работе транзисторов как базы для сравнения значений элементов. Кто-то урок из Python начинает с изобретения калькулятора как первой вычислительной машины, рассказывает о программировании на машине Тьюринга, язык Ада и тому подобное. Хорошо, если рассказ будет увлекательной. Я за то, чтобы, кроме ограниченного объяснения языка программирования, расширять кругозор ребенка, добавляя интересные факты и шутки. Это будет способствовать ассоциативном мышлению и облегчать запоминание информации. Но вся информация должна касаться темы урока и подводить к ней но не отвлекать внимания ребенка надолго от сути.

Решение : не задерживайте переход на следующий уровень знаний слишком долго. Если у ребенка не получается - упростите и помогите, иначе интерес будет потеряна.

Проблема успешных: вы говорите, а ребенок не слушает

Родители-программисты имеют те же проблемы, что и другие родители, разве что когда ребенок говорит: «Не хочу быть таким, как ты», означает, что не хочет быть программистом. Часто дети имеют свои интересы, которыми не хотят делиться со взрослыми. Их родители сидят, уткнувшись в компьютер, по вечерам и в выходные. Иными словами, не уделяют ребенку достаточно внимания - и она это систематически испытывает.

Такие родители пытаются поучать ребенка в те периоды, когда с ней взаимодействуют в быту, например, когда идут в магазин. Родитель говорит: «Надо учиться и чего-то добиваться в жизни» . Под этим кроется нежелание или скорее незнание, как интересно провести время с ребенком. Такое поведение можно назвать чайка-менеджментом.

Решение: непростая и долгая. Нужно изменить себя или отношение к ребенку. В этом может помочь психолог. Надо разобраться в причине, что не так, стать тем, кем гордилась дети. Пока вы будете идти к этому, ребенок будет смотреть и брать пример с вас.

Если вы повторили то уже 100 раз, а эффекта нету, не стоит повторять 101-й раз. Измените подход или отношение.

Проблема притяжения за уши: всякого держит свой ум голова

Иногда все же надо осознать, что не все дети одинаковые и не каждому быть программистом, даже если ребенок будет тщательно выполнять все домашние задания и ходить на робототехнику, авиаконструирования и Scratch. Когда к нам записывают начинающих, которые немного старше основную группу, или когда ребенок посещает несколько раз одну и ту же группу, Но еще недостаточно понимает, мы предлагаем заниматься не просто программированием, а креативной деятельностью. Лучшее, что придумали, - писать сайт на конструкторе сайтов, где можно добавлять свой собственный код, если есть желание и понимание. Главная задача, которую еще и поможет ребенку себя представить и даст основания гордиться, - страница о себе с достижениями и умениями, посещенными туристическими местами и тому подобное. По такой работой ребенок раскрывается прежде всего не как программист, а как личность.

Если ребенку трудно или неинтересно вместе со всеми программировать в группе, можно дать ей задание по оформлению общего проекту (работать над презентацией, рисовать героев и т.д.) или написать свой собственный как поддержку общего. Важно, чтобы она чувствовала себя вовлеченной в общее дело, даже если это не программирование.

Решение: родители счастливы, когда счастлива их ребенок. Направляйте ее на правильный путь, но не принимайте вместо него решение.

Как заинтересовать ребенка

Не раз бывало, что после доклада на конференции ко мне подходили родители-программисты и жаловались на своих детей, не были заинтересованы в программировании, а использовали компьютер для игр и общения, просмотра видео. Они говорили, что различными способами пытались заинтересовать сына или дочь, но зашли в тупик. Приведу несколько приемов.

Многим импонирует модель соревнования, или когда можно на кого-то равняться . Сосед по компьютеру имеет разбираться лучше в программировании и быть интересным другим. Тогда партнер захочет на него равняться и скорее достигнет успехов.

Парное программирование - тоже хорошая идея. Тем не менее, мне кажется, из-за такой подход можно понять желание каждого. Одному больше нравится рисовать героев, другому программировать их движения. К тому же детям преимущественно неинтересно смотреть, как другие пишут код. Это время они воспринимают как свободный и лучше пойдут пить чай с печеньем или ласкать кота. Метод работает среди самомотивированный подростков, когда каждый хочет похвастаться, как классно он программирует, и согласен принять знания друга.

Иногда детям не хватает рабочей среды . Если ребенок игроман, не стоит учиться программировать в месте, где она привыкла играть на том же компьютере. Возможно, стоит пойти в коворкинг вместе с отцом или мамой. Каждый за своим компьютером делать серьезные дела. Создастся традиция работать, например традиция пить кофе утром, «чтобы проснуться». Психологи говорят, что нам нужны ритуалы и режим, чтобы чувствовать себя уверенно и не бояться жизни.

С чего начать

Сначала проверим, что программирование настоящее. Хорошо, когда есть робот или другой конструктор, который активируется программно.

Я пользовалась сферическим роботом BB-8 . Он подойдет для маленьких детей со своей Scratch-образной языке или тех, кто хочет попробовать javascript. Незабываемое ощущение проводить первый урок для маленьких детей с роботом переодетой в волшебницу ! Также весело было проводить урок для взрослых.

Lego Mindstorm мне понравился больше, потому что можно собрать что угодно, есть датчики движения, кручения, цвета, приближения ... программировать можно функциональными блоками от компании Lego или на Java.

Raspberry Pи - замечательный конструктор, но самому ребенку без знаний схемотехники трудно разобраться с подключением элементов. Программировать можно на разных языках, в частности на Python.

Есть и другие работы на любой вкус.

Что младший ребенок, то лучше, когда программа делает визуальный эффект. Есть немало книг для обучения программированию детей, приложения на мобильный, даже игра CodeCombat. Выбирайте, что больше по душе, и пробуйте. А потом пусть ребенок организует собственные проекты на самостоятельно написанном сайте, даже с помощью сайт-билдера.

Причины нежелания учиться

Любовь к учебе у ребенка естественна. С первых месяцев жизни малышу нравится рассматривать новое, изучать знаки, слова, играть с водой и песком. Есть период, когда ребенок постоянно спрашивает, что это за штука, зачем она, как работает. Нередко случается, что потом любовь к учебе исчезает и ребенок не хочет идти в школу . Главной причиной является учителя, которые не хотят или не знают, как быть интересными и понятными. Также разным детям нужен разный темп и форма обучения. Но не стоит грешить только на учителя. Есть ленивые и неспособные дети.

Лень . На сотню детей, с которыми я работала, откровенно ленивый случился только один. Очень симпатичный мальчик, которому дома, кажется, все позволяли, покупали лучше и воспитывали с уверенностью, что если есть деньги, то можно не выключать воду во время чистки зубов, независимо от состояния экологии. Мальчик считал нормы есть печенье и пить кофе над клавиатурой. Во время урока он мог надеть наушники и утверждать, что и так все знают, что интереснее слушать музыку и играть в онлайн-игру. Когда мы все же договорились, чтобы мальчик слушал урок и выполнял задачи, оказалось, что он может собраться и решить логическую задачу, еще и быстрее многих других послушных детей.

Значит, он был талантливым и умным, но его лень мешала настолько, что все забывал к следующему уроку. С ним приходилось проходить изучено несколько раз, поэтому, к сожалению, тогда о его успехах сказать не могла. Радует, что родители тоже заметили, что недостаточно гордиться своим превосходным ребенком, и со временем стали более требовательными к ней. Отец садился с сыном работать и делать домашнее задание, когда мог, и это влияние было очень заметен. Мальчик радостно показывал выполненное домашнее задание и активно поднимал руку, когда спрашивали пройденный материал. И это были моменты заслуженной славы

Главное, что должны сделать родители, - это научить своего ребенка учиться.

Неспособность . Действительно она и можно ли ее заметить при написании программы? Важно отличать именно неспособность от сильного желания заниматься чем-то другим. Помню одну девочку, которая, казалось, не очень хотела писать программу, ведь посвятила много времени выбора фона и главных героев. Однако когда она закончила с этим, ей стало интересно, как заставить их двигаться. Она пыталась решить этот вопрос, смотрела код у соседей вместо того, чтобы звать учителя и просить все снова объяснять. В конце урока девочка показала уже рабочий проект! А когда привыкла к учителям и раскрылась, продемонстрировала собственные нарисованные мультики. Я была поражена с яркого таланта художницы и творческой личности в 10-11 лет!

Должен отметить, что были и очень застенчивые дети, которые боялись разговаривать с учителями. Кому-то приходила помогать мама. В конце оба не успевали, в то время как другим детям все удавалось. Такие дети шли по курсам за несколько уроков . По моему мнению, причина в повышенной опеке ребенка со стороны матери. А были и такие, кому не удавалось или не хотелось программировать, но они тренировали лидерские качества и организовывали других делать за себя работу. Кто-то ходил только потому, что родители настояли, кто-то за подарками. Кому-то родители заблаговременно сказали, что программистом ребенок не будет. Согласно отношение было игривым и неответственным.

Приятно, что были дети, которые делились своими самостоятельными достижениями: показывали развивающие программы, сделанные для маленькой сестренки, погодный проект на урок по природоведению, кто писал программу для вычислений по математике, чтобы упростить себе жизнь в школе. Один парень написал сетевую игру в танчики. Это способ развлечься на каникулах или карантине с друзьями. Я почти ежедневно играю на мобильном телефоне. Это классный способ отвлечься от какой-то проблемы и начать к ней относиться легче. Ведь пройденный уровень улучшает настроение. Предложите ребенку написать похожую программу для себя и других, и это может стать ее вдохновением программировать.

PS
Когда у меня было переломное время я поняла, что надо учиться программировать, чтобы зарабатывать на жизнь. Мой десятилетний племянник услышал о моих проблемах и очень сопереживал. Он приходил и садился рядом, пока я писала свой лексический и синтаксический анализатор для языка Pascal, спрашивал, какой принцип работы программы, и внимательно слушал мои размышления о логике кода, предлагал свои решения проблем. Мне было приятно, что у меня есть человек, которому не безразлично, а племяннику было по-настоящему интересно. Видя такое отношение, отец даже решил купить ему книги по программированию.

Я не думала, что те серьезные разговоры и занятия с племянником повлияют на выбор его будущей профессии. Он собрался учиться на программиста. И я понимаю, что это желание зародилось именно в четвертом классе. Я могла тогда сказать: «Не мешай, я занята», но системная доброжелательный разговор и удовлетворения любопытства ребенка, а также помощь в программировании и просмотр готовых проектов течение этих лет, сыграли ключевую роль в выборе пути.

Успехов в организации рабочего места, придумывании интересных тем и общении с ребенком! Помните, что этим вы не только помогаете ему получить знания. Вы еще выводите себя из зоны комфорта, стимулируете воображение и умение решать непредвиденные проблемы! Пусть вам это придаст уверенности в себе!

(433 рейтинг, средний 4,2 из 5)
Савочкина Арина: Как начать программировать с ребенком (на своем опыте)
  • Савочкина Арина: Как начать программировать с ребенком (на своем опыте)
  • IT
  • 433
  • Дата публикации 09.06 20

Смотрите похожие записи