«Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными

Смотреть

19.04.2021 От редакции: статью мы готовили в марте, до начала карантина.

В течение двух месяцев в SoftServe училась группа студентов по новому для их IT Academy направлению. Здесь готовили пять специалистов по Accessibility Testing.

Мы побывали на одном занятии и узнали, какие именно знания получают будущие тестировщики, в чем особенность Accessibility Testing и зачем готовить таких специалистов.

Шахматист

В помещении SoftServe IT Academy вот-вот начнется занятие.По коридору быстро шагает парень и случайно задевает плечом дверь. Это - Владислав Колпаков, один из студентов курса Accessibility Testing, стартовавший в академии два месяца назад. В руках парень держит трость, а темные очки не снимает даже в помещении.

Влад начал терять зрение еще в детстве. Однако это не помешало ему закончить философский факультет Львовского университета им. Франко и достичь мастерства в шахматах. Сегодня он - игрок и тренер сборной по шахматам среди людей с нарушениями зрения. А еще вскоре Влад станет профессиональным тестером сайтов на доступность.

Для парня это первые IT-курсы. Ранее с компьютером он был знаком на уровне обычного пользователя. А теперь с помощью скринридера и полученных знаний может с легкостью отличить доступен сайт от недоступного, на котором человек с нарушениями зрения не сможет найти нужный товар или войти в систему.

«Я сомневался, стоит ли идти на курсы, ведь последние несколько лет имею неплохой прогресс в шахматах. А эти занятия требуют большой отдачи, много энергии и времени. Собственно, я понимал, что придется чем-то жертвовать, поэтому решение было непростым. Но когда есть возможность, ею надо пользоваться », - говорит Владислав Колпаков.

«Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными

Рынок, закон и доступность

Accessibility Testing - это тип тестирования программного обеспечения, которое применяют, чтобы сайт, приложение или что были удобны в пользовании для людей с нарушениями зрения или слуха, поражением опорно-двигательного аппарата, памяти и тому подобное. Специалисты по такому виду тестирования проверяют, соответствует ли продукт критериям, изложенным в Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). Этот документ - часть из серии руководящих принципов по доступности веб-страниц, которые разработали в The World Wide Web Consortium.

Контрастность цветов, размер шрифтов, заголовки разделов, звуковое страницы, анимация от взаимодействий и корректность многих параметров - все это описано в документе. Задача тестировщика доступности - определить, где есть проблемы.

Толчком для создания курсов по Accessibility Testing в SoftServe стали требования рынка и законодательства.

Виктория Ширяева, представитель бизнес-подразделения, Senior QA и Project Manager, уже в течение двух лет работает на проектах SoftServe, которые имплементируют accessibility.

«В Соединенных Штатах примерно каждый четвертый имеет ту или иную форму инвалидности. Поэтому это гигантский рынок, который потенциально может быть потерян. Это бизнес-драйвер. Есть и законодательные драйверы - требования, согласно которым сайты должны быть доступными. Иначе их не допустят к использованию. Особенно строго это регулируется в Америке. В последние годы к этому вопросу более внимательно относится и Европа », - объясняет специалистка.

По ее словам, сегодня действует директива Европарламента, в которой прописано, что европейские страны должны принять закон, который требовал бы от всех публичных сайтов быть доступными. А до 2021 года, согласно документу, нужно сделать такими и мобильные аппликации.

«Поэтому мы поняли, что это не только благородная цель - помочь с трудоустройством людям с инвалидностью, но и большая потенциальная возможность для SoftServe предоставить необходимые услуги уже имеющимся клиентам, а также новым, которые могут обратиться к нам», - заключает Виктория.

Роман

Проблемы со зрением у Романа начались во взрослом возрасте. Из-за этого даже пришлось покинуть одно из любимых занятий - дзюдо. Врачи говорили, что через интенсивные тренировки зрение будет только ухудшаться и есть вероятность совсем его потерять. Сейчас человек различает свет и тени, поэтому то, как он ориентируется в пространстве, зависит от времени суток и освещения.

Сегодня Роман возглавляет общественную организацию «Равные возможности для всех», которая предоставляет юридические консультации по вопросам защиты прав человека. Впоследствии ее участники планируют разработать рекомендации для правительства, чтобы более эффективно внедрять нормы Конвенции ООН по правам человека на территории Украины.

А еще Роман отец двоих детей и единственный кормилец в семье, так как жена находится в декретном отпуске. Поэтому решиться на курсы было непросто: вдруг не хватит навыков, времени или знаний?

«Я не думал, что дойду именно к обучению, тем более к его финального этапа. Дело в том, что я не так давно пользуюсь скринридером и не имел опыта интенсивной работы с компьютером », - говорит мужчина.

Теперь Роман чувствует себя более уверенно в своих умениях. Курс Accessibility Testing - это 3:00 занятий в аудитории IT Academy три раза в неделю и регулярные домашние задания. Время, проведенное в аудитории и ночью за домашним ПК, дал свои результаты. Сегодня Роман разве шутит, постоянно ставит кучу вопросов преподавательницам. А они и рады. Говорят: если есть вопросы, значит, человеку действительно интересно, она хочет разбираться в предмете.

Компьютер, английский и мотивация
Найти таких, как Роман и Владислав, было непросто, хотя и требования к потенциальным участникам курса были невысоки:

знать компьютер на пользовательском уровне;
владеть английским на уровне не ниже Intermediate;
быть мотивированным.
«Больше всего людей отсеяла именно английский. Это не наша прихоть, а реалии рынка, поскольку украинских заказчиков нет. А участникам придется не только читать литературу, чтобы разобраться в теме, но и общаться с заказчиком или его представителями », - объясняет менторка SoftServe IT Academy Виктория Ряжск.

Навыков или знаний в тестировании от кандидатов не требовали. Но они имели уметь элементарные вещи: найти тот или иной сайт, зарегистрироваться на нем и тому подобное. Все это - с применением скринридера, перхоти или другой программы, которая помогает людям с нарушениями зрения пользоваться компьютером. Это и было одним из тестовых заданий, которое на шаг приближало к месту на курсах.

«У нас была девушка со зрением -13. Но мы не смогли ее взять, поскольку она не использовала ни одного вспомогательного инструмента. Она максимально подходила к монитору, чтобы увидеть текст, изображения. Но таким образом девушка знакомилась с сайтом как обычный пользователь и не смогла протестировать его на предмет accessibility », - уточняет Виктория Ряжск.

Мотивация тоже важна для того, чтобы попасть на курс, поскольку программа, как отмечают представители IT Academy, не является простой. Особенность курса в том, что он содержит много информации, которую нужно освоить за очень короткое время. Студенты постоянно работают, еженедельно пишут тесты, выполняют домашние задания, а еще должны уделять время своим собственным делам. Поэтому, чтобы проучиться до конца и получить знания, надо действительно этого хотеть.

«Мы даже нашим студентам говорим: пойдете на работу, тогда отдохнете. Ибо работе ты работаешь и выкладываешься на полные 8 часов, а во время курса надо заниматься постоянно - и в аудитории, и дома. И далеко не все, кто подавал заявку, были уверены в своих силах. А некоторые просто не был готов принимать что-то новое », - добавляет Виктория.

Всего, говорят организаторы, заявок было около 30 и желающих - намного больше. Одной из преград стало то, что нужно физически находиться во Львове и посещать каждое занятие, а не все могут самостоятельно передвигаться.

«Хотя мы и так старались максимально упростить данный момент. Волонтеры помогали привозить людей. Мы не проводили длинных собеседований лицом к лицу с каждым потенциальным участником. Однажды собрали всех. Рассказали на общей встрече о компании, курсы и требования. Потом - двухминутный разговор на английском, чтение короткого текста, его пересказ своими словами и маленькая задача », - говорит Виктория Ряжск.

Филолог

Одним из пяти, кого отобрали, стал 24-летний Иван Яцига. Парню даже пришлось отказаться от занятий репетиторством: он готовил к школьным экзаменам по украинскому языку и литературе учеников.
Не так давно Иван закончил Львовский национальный университет им. Ивана Франко. Теперь он филолог, а репетиторство - его основной заработок.

«Но я не раздумывал над тем, стоит ли идти на курсы. Репетиторство - хоть и основная, но не постоянный источник дохода. А найти работу сегодня, тем более человеку с инвалидностью, сложно. Я хорошо учился, закончил университет, получил диплом ... Впрочем оказалось, что в реальной жизни филолог не слишком кому-то нужен. Я ходил на собеседования в школу, и мне отказывали », - вспоминает Иван.

По мнению Ивана, трудоустройство человека с инвалидностью - проблема государственного уровня, она глобальна.

«Если посмотреть на перечень профессий, то в основном люди с нарушениями зрения могут быть или массажистами, или ... массажистами» - говорит студент.

Поэтому курсы для него - реальный шанс трудоустроиться.

«Мне как филологу, конечно, сначала было смешно с таких слов, как заскедлить, супортиться . Но понемногу привык », - с улыбкой добавляет будущий менеджер.
«Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными
По словам Ивана Яциги, курс имеет весомое преимущество перед классической университетским образованием. Здесь ты учишься чему-то новому за короткий срок и, если тебе что-то не удается или не нравится, всегда можешь изменить направление. И не надо тратить пять лет жизни, а потом не знать, что делать с тем дипломом.

Правда, теперь парень шутит: пока не пришел на курсы, пользовался сайтами нормально. А теперь куда ни посмотришь - все недоступно, ведь держишь в голове критерии оценки вебресурсов.

Теория, практика и результаты

Программа курса Accessibility Testing состоит из теории и практики и в целом похожа на ту, по которой в SoftServe обучают обычных тестеров.

«Вероятно, девяносто процентов - это та информация, которую мы даем будущим Manual QA. А вторая часть - именно Accessibility Testing. Согласно ее обычные тестеры не проходят », - уточняет менторка IT Academy Виктория Ряжск.

Сначала студентов ознакомили с критериями доступности сайтов и приложений согласно Web Content Accessibility Guidelines, демонстрировали различные кейсы. Затем перешли к практической работе, как на проект.

«Каждую неделю мы тест по теории. И интересно, что у студентов этой группы оценка выше, чем в других, хотя они выполняют те же задачи. Единственное отличие - им я даю полтора часа на выполнение, а не одну, потому что наш тест не рассчитан на людей с нарушениями зрения и им сложно», - говорит преподаватель.

В конце курса студенты Accessibility Testing составляют финальный тест и должны презентовать собственный проект.

Еще к обучению парень давал рекомендации компаниям о том, как сделать сайты более удобными для людей с нарушениями зрения. Однако все это было на уровне обычного пользователя и базировалось на личном восприятии.

«Иногда было трудно объяснить разработчику, в чем проблема. А теперь я фундаментальную базу и знаю, в каких именно документах содержатся объяснения и требования », - добавляет он.

Немалое количество домашних заданий на курсах Олега не останавливает. Говорит, что и так много времени проводил за монитором, а теперь может это делать с пользой. Единственная вещь, которая ему не нравится, - потребность много писать. Парень признается: не любил этого еще в университете, но здесь уже никуда не денешься.

«Что-то потестировать - легко, а вот писать ... Пришлось смириться», - с улыбкой добавляет он.

Студент говорит, что важно не просто хотеть, чтобы чем-то было удобно пользоваться, а попытаться изменить ситуацию.

«Например, мы видим, что сайт недоступен. А хочется, чтобы было иначе. Так сделаем его доступным! Но не только для себя, а для всех. Собственно, это одна из вещей, которая меня мотивирует учиться здесь и двигаться дальше », - добавляет Олег Шапа.

Выпуск и планы

В конце обучения команда взялась за тестирование сайта SoftServe. Работают по Agile-методологии, Scrum: с митингами для планирования, выполнением задач и заполнением документации.

Виктория Ряжск говорит, что этот выпуск - уже настоящие эксперты по Web Content Accessibility Guidelines. Она радуется результатам команды и утверждает, что студенты имеют удивительную память.

Сейчас основной план компании - трудоустроить выпускников на проекты SoftServe. Говорят, если все пройдет успешно и будет много запросов под Accessibility Testing, второй набор точно объявят. Однако пока из-за карантина этот процесс затягивается, поскольку нет возможности организовать выпускникам онбординг и рабочие места должным образом.

«Думаю, если бы мы запускали новый набор, имея такой хороший пример, было бы гораздо больше желающих и меньше сомнений в том, что такое возможно. Поэтому работать на этот результат. Тем более, что у нас уже есть хороший опыт », - говорит Виктория Ширяева.

Олег Шапа убежден: если их группа получит достойную работу, то покажет, что можно и стоит ломать стереотипы.

«Люди должны понимать, что мы можем быть не только массажистами и преподавателями. IT открыто для всех. И было бы круто, если бы как можно больше людей с инвалидностью могли учиться всему, что связано с технологиями. То, что происходит сейчас, это классно и вселяет надежду », - говорит Олег.
«Есть 50 критериев, по которым можно проверять сайт на доступность. В документе, которым мы пользуемся, они сгруппированы и пронумерованы. И если я попрошу кого-то из наших студентов назвать критерий, например, 1.3.2, то человек не только скажет, что это, но и даст его детальное описание, нюансы, когда этот критерий может не применяться, и приведет примеры. Я эти цифры не могу запомнить, а у них все в голове, словно по полочкам разложено », - замечает менторка.

(341 оценок, средняя 4,7 из 5)

Посмотрите похожие страницы:

Коронавирус наносит удар по украинской экономике: прогнозы и последствия в марте 2020 Коронавирус наносит удар по украинской экономике: прогнозы и последствия в марте 2020
Как не просто поставить цели, но и достичь их - 9 простых правил в 2020 Как не просто поставить цели, но и достичь их - 9 простых правил в 2020
T&D будущего. Тренд 6. Геймификация T&D будущего. Тренд 6. Геймификация
«Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными
  • «Мы можем быть не только массажистами». Как люди с нарушениями зрения учатся делать сайты доступными
  • Блог
  • 341
  • Дата публикации 01.05 20